yura_osinin (yura_osinin) wrote,
yura_osinin
yura_osinin

Categories:

Галерея Цветкова.

Продолжу рассказ о Московских изразцах.



Пречистенская набережная 29.

"ЦВЕТКОВ Иван Евменьевич (1845, село Астрадамовка Алатырского уезда Симбирской губернии - 1917, Москва), банковский служащий, коллекционер, основатель частной картинной галереи, действительный член петербургской Академии художеств (1903 г.). Из семьи священника. Окончил математический факультет Московского университета (1873). С 1874 г. служил в Московском земельном банке. С 1881 г. коллекционировал произведения русских художников. Среди них - "Золотошвейка" В.А. Тропинина; портреты Г.Р. Державина, Е.Г. Тёмкиной работы В.Л. Боровиковского; портрет А.Д. Громовой работы И.Н. Крамского. Особенно богатой в собрании Цветкова была коллекция рисунков и акварелей. Среди них - работы К.П. Брюллова, В.М. Васнецова, М.Н. Воробьёва, А.П. Лосенко, В.Е. Маковского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, П.А. Федотова. В его собрание входили также скульптуры. Собрание Цветкова первоначально размещалось в его особняке в Кривоарбатском переулке, дом № 5. В 1899-1903 гг. по проекту В.М. Васнецова Цветков построил для коллекции двухэтажный каменный особняк (Пречистенская набережная, 29; ныне здание отдела Посольства Франции, в 1995 г. на нём установлена мемориальная доска в честь Цветкова). В декорации фасадов использованы типичные для "русского стиля" мотивы московского зодчества второй половины XVII века. Сложная бочкообразная кровля оживляет силуэт здания, придавая ему сходство с древнерусским теремом. Цветков подготовил и издал каталоги своей коллекции ("Перечень картин и рисунков собрания И.Е. Цветкова", М., 1904; "Перечень художественных произведений Цветковской галереи", М., 1915). В 1909 г. Цветков передал особняк вместе с коллекцией в дар Москве; до конца жизни оставался хранителем галереи. Похоронен на Ваганьковском кладбище. После его смерти в феврале 1917 г. составлена опись собрания, поступившего по дарственному завещанию Цветкова. Оно включало 1966 произведений искусства, в том числе 429 картин, 1499 рисунков и 38 скульптур. В 1917-1925 годах Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей, затем была присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков. В 1926 г. в Третьяковскую галерею поступили личный архив и библиотека Цветкова; коллекция рисунков и часть собрания живописи (свыше 100 картин) остались в Третьяковской галерее, свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям России. ИСТОЧНИК: энциклопедия "Москва" 1997 г.

Теперь дом выглядит так:


это фото отсюда, остальные - мои.

Дом Игумнова, кстати, тоже французское посольство занимает. И тоже не больно то радеет о его внешнем облике.







Устрашающая надпись недвусмысленно гласит, что надежды на реставрацию нет. И даже окошки белить не станут. И подзоры обратно не повесят.



Увидев вторую доску, я решил, что какие-то упыри недолго, но ярко пожили, но как мне пояснили в коментах, доска посвящена вовсе не революционерам, а французским летчикам летной группы Номандия-Неман, союзникам погибшим во время второй мировой. Автору доски незачет. Никаких ассоциаций с летчиками не вызывает. А должна. Мемориальная доска потому и зовется мемориальной, что должна напоминать о ком-то или о чем-то. И не только известным лишь знатокам истории картушем со львами и молнией. Образ, пластика и композиция тоже должны работать.














Магендовид аля рус:















Tags: Москва, архитектура, архитектурная керамика, изразцы, керамика, майолика, новорусский стиль, фасадная керамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments