yura_osinin (yura_osinin) wrote,
yura_osinin
yura_osinin

Categories:

Степан Иванов.

Со счетом 3-2 победила старая керамика (не очень бодрое голосование вышло, в духе державы), и я представляю вашему вниманию мастера XVII века Степана Иванова.
Начало его творческого пути на Руси связано с патриархом Никоном. Именно он организовал артель по производству ценинных изразцов из мастеров, вывезеных из Великого Литовского Княжества, проще говоря Белоруссии, князем Алексеем Никитичем Трубецким. Первым значительной работой на новом месте были изразцы для Нового Иерусалима.




После такого триумфа (до него со товарищи, ведь, почти не было на Руси полихромных изразцов), Степан со своей артелью перебрался на пмж в Москву, на государеву службу, и организовал мастерскую в Гончарной слободе. Элитный район, метро Таганская.  Там он участвовал в оформлении Успенского храма.









Таких же наивных апостолов он сделал и для Даниловского монастыря в Москве, но сейчас их там уже нет.  Один из них теперь находится в сверхсекретной экспозиции коломенского Атриума



другой был обнаружен мной в хранилище Музея Архитектуры.



После Успенского храма украсили изразцами храм Григория Неокесарийского на Полянке.









К тому времени красота ценинных изразцов настолько пришлась по вкусу, что остановить наших мастеров уже никто не мог и их изразцы засияли на Покровском храме в Измайлове,









в Андреевском монастыре (к сожалению ничего не сохранилось, то, что там сейчас - новодел),





в Солотчинском монастыре под Рязанью ,





и, конечно же, на храмах и стенах  Иосифо-Волоцкого монастыря.











Изразцов хотелось всем, и поэтому отдельные мастера, снабженные резными досками для отминки, командировались в раличных направлениях и мы теперь можем наблюдать одни и те же орнаментальные мотивы в оформлении храмов Ярославля, Вологды, Сольвычегодска и других городов, которые со временем трансформировались и развивались в отдельные, самобытные изразцовые стили.
Керамика Степана Иванова стала узнаваемым символом эпохи и поэтому мы опирались в основном на его творчество при разработке изразцового убранства на храм Архангела Михаила.
Пост получился обзорным, без углубления в детали, но, думаю, со временем, можно будет каждый из памятников отдельно по кирпичику показать.





Tags: XII век, архитектурная керамика, изразцы, керамика, не современная керамика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments