yura_osinin (yura_osinin) wrote,
yura_osinin
yura_osinin

Про люки

Недавно студия Артемия Лебедева показала проект новых канализационных люков для Москвы. Видели? Как вам?
Мне большая часть, к сожалению, не понравилась. Давно ждал появления красивого чугунного литья у нас на улицах, но, при всем уважении к Артемию, вышло очень невнятно.
Дизайнерские, графичные варианты получились убедительно, к ним вопросов нет. И "Спираль", и "Авангард", и "Примитив" мне понравились. Особенно "Спираль".



Но как только в качестве изобразительного языка начинает использоваться рельеф, тут-то и получается шляпа вместо люка.
Рельеф не прощает легкомысленного обращения. Даже на современных отечественных монетах, которые очень далеки от совершенства, рельеф худо-бедно присутствует и читается.

moneta-50-kopeek

Конечно, если сравнить с прошлым, то современные монеты совсем не впечатляют:

1r1886

Но это тенденция давняя. Рельеф стал умирать еще на советских монетах. Сравните Ленина с Александром III. Фанерка фанеркой.

de99a31c99dc

Видите, насколько он примитивнее выполнен? А теперь совсем недавнее:

8

Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая.

Тоже самое происходит и с рельефными люками. Мало просто ввести второй план и изрезать изображение линиями. Нужна пластика рельефа, иначе он не работает. Когда этот люк затопчут грязью и отшлифуют первый план подошвами, от Георгия ничего не останется.



Листики будут, пятно с копытами тоже, но любоваться, как и на том Гагарине с червонца, будет не чем, потому что это просто пятно с линиями. Читаемого силуэта у этого пятна тоже нет.
Вполне можно обходиться без рельефа, силуэтом и пятном, но тогда композиция должна быть графична, чтобы не превращаться в нечитаемую кашу. Вот отличный пример. Тоже все плоское, но читается. И чем сильнее его затаптывают, тем лучше он работает. Чтобы руки не пропали, под ними листья уходят до фона, что позволяет патине и грязи создать светлые пятна, работающие на силуэт.



Без рельефа обойтись легко, но силуэт должен при этом работать безупречно:



Тут таже история, работает пятно и линия:



И тут:



Даже здесь разобрано вполне внятно:



Тут тоже обошлись без рельефа:



Но как только появляется рельеф, смотрите, что происходит:



Изображение становится осязаемо выпуклым и невероятно богатым. Причем рельеф этот совсем неактивен, все построено на нюансах, как в монетном случае.
Отдельно нужно отметить работу силуэта и ритм пятен. Чем больше этот люк будут утюжить пыльными подошвами, тем красивее он будет.


А этот картуш и корону хочется потрогать. Простенький рельеф, но присутствует три полноценных плана:



И здесь три:



Здесь, при желании, можно и четыре насчитать:



А теперь вернемся к московским люкам:



Это, ведь, не просто малюсенькая копейка. Эта штука больше полуметра в диаметре и вдруг такой примитив. Ни силуэта, ни анатомии, ни рельефа, ни деталей. На Таганке человек с такой ногой между машин ходит, милостыню просит. Она у него тоже откуда-то из пояса растет и короче в два раза, чем другая.
Плановость, как бы присутствует, но в виде фанерок, наложенных одна на другую. Связи между планами нет. Автор разбил для нас силуэт разными тонами, чтобы фигура читалась, но такой рельеф зашлифуется равномерно, и будет пятно одинаковое по тону, только разбивка на слои фанерок усилится.

Тут тоже. "К" красивая, вопросов нет, но что с силуэтами паттерна? Равноценные пятнышки, крючочки, палочки. Как будто одна сухая спагетина лежит на кучке вареных макарон.



Интересно по силуэту, но скучно и однообразно по рельефу:



Люки, они же надолго! Лет пятьдесят пролежат точно. Так зачем же рельефные модели к ним в максе рисовать и на тридэ принтере печатать? Как мне кажется, вся проблема тут в том, что среди авторов нет ни одного скульптора. Архитектор есть, дизайнер и иллюстратор есть, шрифтовик, каллиграф, арт-директор, менеджеры и худрук - все есть  и их работа видна, а вот скульптора нет и это, к сожалению, тоже видно.

P.S.:
У швейцарцев, св. Георгий тоже на люке есть, кстати.
[Смотреть]


А в Севастополе денежка:



И во Львове:



Люки отсюда. Монетки из гугла, проект отсюда.

Tags: Москва, критика, люк, рельеф, чугун
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →